Бизнес просит дать ему время восстановиться после коронакризиса перед введением маркировки

Время прочтения 3 мин

Совет Торгово-промышленной палаты РФ по развитию потребительского рынка провел заседание на тему «Цифровая маркировка и система прослеживаемости товаров: фармацевтическая и молочная отрасли, индустрия воды, потребительский рынок». В обсуждении участвовали представители органов госвласти, отраслевых объединений и бизнеса.

Президент Торгово-промышленной палаты РФ Дмитрий Курочкин заявил, что процесс внедрения маркировки должен носить предсказуемый, хорошо организованный и продуманный характер без нанесения большого ущерба бизнесу.

— Мы выступали с предложением провести оценку регулирующего воздействия проекта методики определения отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке. Важно, чтобы принятие решений об установке правил игры и их корректировки проходило прозрачно.

Председатель Союза потребителей РФ Петр Шелищ отметил, что маркировка должна вводиться исключительно в тех отраслях, где действительно есть проблема высокой доли нелегальной продукции:

— Мы предлагали вводить обязательную цифровую прогрессивную маркировку там, где ассоциации, включающие не меньше трети участников конкретной отрасли, считают, что этому сегменту рынка нужна такая защита. В ряде отраслей, где высокая доля контрафакта и контрабанды, маркировка действительно актуальна, но в продовольственных товарах это абсолютно не так. Продовольственная сфера и так достаточно защищена, здесь нет проблем.

Эту точку зрения поддержал и президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод Максим Новиков. Он отметил, что в упакованной воде крайне низкий уровень нелегального производства. По данным Роспотребнадзора, в первом полугодии 2020 года нарушения в этой отрасли составили не более 1,9%. 

— Малый бизнес, который составляет 90% рынка производителей упакованной воды, в год введения маркировки почувствует снижение прибыли на 95%, что повышает риск банкротства. Для средних предприятий прибыль упадет на 45%, а для крупных — на 25%. Важно понимать, что затраты на закупку оборудования могут быть компенсированы в результате ликвидации незаконного товарооборота — за счет заполнения добросовестным бизнесом освободившейся доли на рынке. Но с учетом низкого уровня теневого сектора, дополнительной прибыли от освоения новых каналов сбыта не ожидается. Поэтому и не получается положительного финансового эффекта для предприятий от введения маркировки.

Максим Новиков отметил, что до конца эксперимента необходимо задаться вопросом о существенном продлении сроков его проведения, с учетом отсутствия в числе участников крупных производителей, для которых на сегодняшний день не существует технического решения для введения маркировки.

Точный анализ масштабов проблемы контрафакта и того эффекта, который получит отрасль от введения маркировки, должен быть основой при включении новых отраслей в систему, считает исполнительный директор «Русбренд» Алексей Поповичев.

— Любая борьба с контрафактом должна быть целесообразной: цена этой борьбы не должна превышать стоимость проблемы, с которой мы боремся. Главный вопрос — как будет устроена система борьбы с контрафактом, ведь цифровая маркировка не является панацеей. Если посмотреть на систему распространения контрафакта, то увидим, что оборот такой продукции происходит в нелегальной рознице, а легальный рынок чист от контрафакта, — отметил Поповичев. При этом оператор маркировки, не являясь надзорным или контролирующим органом, не сможет проверить, какую продукцию производит предприятие – контрафакт или нет.

По мнению председателя Комитета по корпоративной социальной ответственности и демографической политике Российского союза промышленников и предпринимателей Давида Якобашвили, повременить с маркировкой нужно еще и затем, чтобы дать бизнесу восстановиться после пандемии и коронакризисных ограничений:

— В России сегодня столько контролирующих и проверяющих организаций, сколько в Советском Союзе не существовало. Я против введения маркировки в молочную, соковую или водную промышленность. Она не поможет определить качество или содержание товара. Это делают другие проверяющие организации. Выгоду от маркировки получает частное лицо, а не государство, поэтому лучше от нее не станет.

Profibeer