Тестовую интеграцию ЕГАИС и маркировки пива запустят в следующем году

Время прочтения 3 мин

14 октября Центр развития перспективных технологий провёл видеоконференцию, посвященную ходу эксперимента по маркировке пива.
На конференции напомнили, что эксперимент проводится с 1 апреля 2021 года по 31 августа 2022 года, чтобы, если решение о распространении обязательной маркировки на пиво будет принято, участники рынка были к этому готовы.

Руководитель товарной группы «Пиво и слабоалкогольная продукция» Яна Низамиди рассказала, что в рабочей группе участвуют 153 компании, которые охватывают около 80 процентов всего тарированного пива в России. Также принимают участие в эксперименте около 230 партнёров — логистические компании, системные операторы, таможенные склады.

После нового года будет обсуждаться дорожная карта внедрения маркировки, в том числе будут решены вопросы того, будет ли предусмотрен период объёмно-сортового учёта и будет ли учтён лаг, равный среднему сроку годности пива, чтобы не сложилась ситуация, когда одновременно по разным правилам продаётся маркированная и немаркированная продукция.

Также уже запущен процесс интеграции «Честного знака» и ЕГАИС и сформирована профильная межведомственная рабочая группа.

Всего в рамках эксперимента по пиву зарегистрировали уже 8,7 млн кодов, протестировали товаропроводящие цепочки от производителя/импортёра до розницы, сформировали «коробочные» решения для небольших производителей, протестировали низко- и среднескоростные линии, на высокоскоростных линиях протестировали нанесение кодов методами высокоскоростного этикетирования и пьезопечати (в дальнейшем проверят лазерную гравировку и каплеструйное нанесение).

24 декабря ЦРПТ представит в Минпромторге отчёт о промежуточных итогах эксперимента. Уже в следующем году планируется обновить методические рекомендации по работе с маркировкой (с добавлением рекомендаций по безалкогольной продукции) и запустить тестовую интеграцию в ЕГАИС (обещают, что она будет бесшовной, по принципу «одного окна» — такой принцип уже проработали с молочной продукцией, которая интегрирована в систему «Меркурий»).

Кроме того, в начале следующего года пиво включат в приложение «Честного знака» b2b. ЦРПТ уверяет, что система «Честный знак» не будет запретительной: при сбоях связи или других проблемах можно будет подать данные, когда доступ к системе появится.

ЦРПТ приглашает к участию в эксперименте компании оптово-розничного звена, в том числе хореку: в эксперименте могут участвовать действующие компании, зарегистрированные в России, нужно иметь регистрацию в ЕГАИС и «Честном знаке», также потребуется КЭП, договор с оператором ЭДО, считывающая техника и доработка товарно-учётной системы.

В рамках эксперимента в этом звене будут прорабатываться такие вопросы, как вывод из оборота маркированного разливного пива — будет ли это выбытие кега по вскрытию, или же другие варианты. Кирилл Волков, руководитель товарной группы «Вода», наиболее близкой к пиву, рассказал о том, как прошёл эксперимент в этой отрасли, который завершился 1 июня 2021 года.

В эксперименте принимала участие 81 компания, протестировали 15 объёмов и 9 форм-факторов продукции, в том числе оборотную тару (не протестировали только алюминиевые банки, так как в России только один производитель воды в банках, и он не смог предоставить линию). Тестировались разные линии — со скоростью от 60 до 60 тыс. единиц продукции в час, как автоматизированные, так и неавтоматизированные. Капитальные расходы на одну единицу кода составили в среднем 1 копейку, операционные — 9 копеек.

Многие производители используют одно и то же оборудование для маркировки воды и пива. С 1 сентября производителям и импортёрам воды необходимо регистрироваться в системе маркировки, и с 1 декабря маркировать минералку. С 1 марта 2022 года — другие воды (кроме предназначенных для детского питания). Остатки можно будет продавать до истечения срока годности.

С 1 сентября 2022 года воду нужно продавать через кассу с подачей сведений в систему «Честный знак», а с 1 марта 2025 года будет введён поэкземплярный учёт. С момента обязательности маркировки коды становятся платными — 50 копеек без НДС. Оплачиваться коды могут либо по факту эмиссии (действительны бессрочно), либо по факту отчёта о нанесении (действуют 30 дней при нанесении на производстве и 365 дней при нанесении в типографии). Предусмотрена возможность агрегирования кодов для объединения товара в групповую упаковку.

Всего зарегистрировано уже более 10 тыс. участников оборота воды, из них 833 производителя, 116 импортеров, 1 522 оптовика и 9 294 розничных продавца. По результатам эксперимента создан калькулятор для выбора технических решений. Помимо представителей ЦРПТ, в конференции приняли участие представители компаний - системных интеграторов, которые представили свои готовые решения для работы с системой маркировки. 

Profibeer