Нынешнее лето прошло под знаком борьбы с «наливайками» - так в народе окрестили небольшие питейные заведения в жилых домах. Дискуссии об их уничтожении или, наоборот, занесении в Красную книгу общепита ведутся уже три месяца. Осенью должен появиться обновленный городской закон, который вынесет окончательный вердикт о судьбе петербургских баров, кафе и ресторанов.
Все началось с того, что в апреле этого года вступил в силу федеральный закон, запрещающий продажу алкоголя в барах, кафе и ресторанах, расположенных в многоквартирных жилых домах, если площадь их торговых залов не превышает 20 квадратных метров. При этом Госдума оставила регионам право самостоятельно регулировать деятельность таких заведений, увеличивая их минимальную площадь или вовсе запрещая их работу.
Петербургские власти сочли федеральное ограничение недостаточножестким. И в конце июля был подписан региональный документ, согласно которому в городе на Неве запретные границы питейных заведений расширились до 50 кв. м. Городской закон должен вступить в силу с 1 января 2021 года, но уже успел вызвать шквал критики, причем с противоположных сторон.
Многие жители «спальных» районов и основных туристических улиц, в чьих домах концентрируются питейные заведения, расценивают даже городской закон как недостаточно жесткий. По их мнению, нужно не измерять площадь баров, а убирать их из жилых домов вовсе.
Их недовольство можно понять на хрестоматийном примере улицы Рубинштейна, которая считается одной из главных ресторанных улиц Европы. Параллельно с популярностью росли проблемы, связанные с не приспособленной для такой нагрузки инфраструктурой улицы и, как следствие, неудобствами для местных жителей.
«Я с рождения живу на этой улице, но что сейчас здесь творится, это нечто! Дикий ор и мат, грохот музыки, взрывающиеся петарды. И это в основном в ночное время», - пишет в соцсетях петербурженка Ольга Бакшеева.
«Вчера я не могла войти в свое парадное, потому что двух прилично одетых джентльменов и их пьяную даму тошнило без остановки на мою дверь. Вот такая фишка культурной столицы», - сокрушается ее соседка Елена Иваненко. «Это не только на Рубинштейна, - подтверждает жительница исторического центра Марина Полякова. - На улицах Жуковского, Думской, Некрасова ситуация не лучше. Возможно, многие местные бары прекрасны, но то, во что превратилась жизнь жильцов домов, в которых они расположены, не стоит этой барной милоты».
Впрочем, еще неизвестно, приведет ли закрытие баров к большему спокойствию местных жителей.
«Если закроются малые точки общепита, люди пить не перестанут, - уверен уполномоченный по защите прав предпринимателей Северной столицы Александр Абросимов. - Просто огромное количество граждан, которые раньше распивали спиртное под присмотром в специально отведенных для этого местах, будут приобретать его в алкогольных дискаунтерах и употреблять на улицах, на детских площадках, в парадных».
Вместе с тем в местных барах с удовольствием отдыхают другие петербуржцы, а также туристы. Они видят проблему под другим углом.
«Столичный город без баров и кафешек смотрится нелепо, - считает петербургский инженер Олег Песков. - В центре любого туристического города должны быть «громкие» места, в которых местные жители либо живут, принимая их данность, либо ищут для жизни более спокойные районы. Наш город со времен своего основания славился питейными заведениями».
Действительно, современный Петербург по праву считается столицей баров и рюмочных, определяя тенденции алкогольной культуры в России. Здесь впервые начали возникать креативные пространства в стиле Новой Голландии или «Голицын-лофта», где можно провести день - от чашки кофе за завтраком до экзотических коктейлей поздней ночью.
Именно на брегах Невы сформировалось такое модное явление, как бар-хоппинг (оно же дринк-марафон). Маршруты такого «марафона» заранее публикуют в Интернете, после чего публика собирается в обозначенном баре-старте, знакомится, выпивает «шоты» и «лонги», а затем выдвигается в следующий бар, обходя за ночь десяток заведений. Такие путешествия сегодня в тренде, а некоторые туристы приезжают в Петербург исключительно ради дринк-марафонов.
Естественно, поклонники барной культуры выступают категорически против нового закона. В соцсетях даже развернулась общественная кампания #мойбарненаливайка, в рамках которой петербуржцы делятся воспоминаниями, связанными с тем или иным баром. А петиция против закона на Change.org «Нет уничтожению барной и гастрокультуры Санкт-Петербурга!» набрала почти 30 000 подписей.
Сами владельцы баров и ресторанов по понятным причинам новый закон восприняли более чем болезненно. По их мнению, он выгоден федеральным сетевым алкоретейлерам и направлен на передел рынка розничной торговли. А именно - на уничтожение мелких игроков в пользу крупных.
Сразу после подписания закона было создано общественное движение «Союз независимых рестораторов Санкт-Петербурга», участники которого написали обращение к губернатору города. Рестораторы объясняли, что отличительная черта недобросовестных «наливаек», которые умудрялись работать даже в условиях режима самоизоляции, отнюдь не в размере площади торгового зала, а в их несоответствии статусу предприятия общественного питания и игнорировании владельцами законов. Получается, по недобросовестным игрокам закон ударит в меньшей степени, поскольку они и сейчас фактически работают вне правового поля, а пострадают как раз-таки добропорядочные бары.
«Заодно с нарушителями закона под запрет попали цивилизованные предприятия малого общепита - семейные кафе и рестораны, маленькие локальные бары, - написано в обращении. - Такие заведения активно появились в Петербурге в последние десятилетия благодаря мерам поддержки малого бизнеса со стороны государства и стали любимы жителями и гостями города. Уничтожение этого сегмента экономики повлечет не только урон для регионального и федерального бюджетов, но и разорение значительного числа законопослушных предпринимателей, потерю нескольких тысяч рабочих мест».
Представители отрасли считают, что изобретать велосипед нет смысла, а чтобы решить проблему с нецивилизованными питейными заведениями, достаточно закрутить гайки в рамках уже существующих законов.
«Существуют САНПиНы, которые, собственно, и определяют цивилизованный общепит,- объясняет старший директор по работе с органами государственной власти региона Восточная Европа пивоваренной компании «Балтика» Ирина Федорова. - Наличие туалета, кухни, двух входов, столиков и т. д. Достаточно полноценно контролировать работу торговых точек и штрафовать их за нарушения - и ряд проблем пропадет автоматически».
Надо отдать должное чиновникам, которые прислушались к профессиональному сообществу. Губернатор Александр Беглов даже посетил один из авторских баров и назвал принятие закона «поспешным», хотя ранее сам же его и подписал. В результате была создана рабочая группа по урегулированию ситуации, в которую вошли депутаты Законодательного собрания, представители профильных комитетов Смольного, жители «барных» улиц.
Уже на первом заседании рабочей группы в конце июля были сформулированы многочисленные предложения по поправкам к закону: установка минимальной цены на продажу алкоголя, включение в контрольную площадь подсобных помещений, поблажки для баров в исторических домах и так далее. А на втором заседании 25 августа предложено фактически отменить ограничение по площади для всех баров, расположенных в центре города (Адмиралтейский, Центральный, Василеостровский и Петроградский районы). Им хотят оставить ту самую федеральную норму 20 квадратных метров.
«Пока говорить о том, что документ готов к обсуждению в парламенте, преждевременно, - отметил руководитель рабочей группы депутат ЗакСа Денис Четырбок.- Для четырех районов Петербурга - Адмиралтейского, Центрального, Василеостровского и Петроградского - было предложено снижение площади баров до 25 кв. м, но по итогам обсуждения все представители рабочей группы высказались за понижение еще на 5 кв. м».
Логика в подобном зонировании есть. Дело в том, что подавляющее большинство авторских баров расположены именно в центре города, тогда как классические «наливайки», напротив, сосредоточены в «спальных» районах. Кроме того, льготы для центра позволят сохранить и «алкогольный туризм».
Точно оценить последствия наступления на «наливайки» непросто. По данным консалтингового агентства Knight Frank, при вступлении в действие нового закона в его первоначальном виде закрыться могут более 50 баров и рюмочных, расположенных в центре Петербурга. А по оценке петербургского отделения общественной организации «Деловая Россия», закон затронет до 150 предприятий, на которых заняты около 2 тысяч человек. Потери бюджета от недополученных налогов оцениваются в 1 миллиард рублей ежегодно.
Однако при всей разнице в оценках очевидно одно - закон серьезно ударит по отрасли. А ведь она и без того столкнулась с тяжелейшим кризисом из-за коронавирусных ограничений, а также снижения спроса. Очевидно, в такой период любой бизнес нужно максимально поддерживать, откладывая даже необходимые ужесточения на более благоприятный период. Так что можно полностью согласиться с губернатором - принятие закона выглядит как минимум поспешным.
При этом нужно учесть, что потери для отрасли не ограничиваются теми барами, которым придется закрыться сейчас. Не секрет, что успешные и крупные бизнес-проекты в этой отрасли нередко начинаются с небольших заведений на малых площадях. Теперь, получается, они просто не появятся. И это множество «неродившихся» ресторанов станет даже более сильным ударом для отрасли, чем непосредственные потери сегодняшнего дня.
Источник: spbvedomosti.ru