Ораз Дурдыев: «Легализация онлайн-продаж алкоголя может стать эффективной мерой борьбы с контрафактом»

Время прочтения 2 мин

Министерство внутренних дел подготовило негативный отзыв на законопроект о легализации онлайн-торговли алкоголем. В МВД уверены, что новый канал реализации сделает алкоголь более доступным, что спровоцирует рост количества преступлений.

Однако, по мнению директора по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes Ораза Дурдыева, легализация онлайн-торговли алкоголем, напротив, снизит распространение контрафакта, который сегодня присутствует в интернете из-за невозможности работы на этом поле легальных игроков.

— Сегодня продукты питания уходят в онлайн, на что, несомненно, повлияла пандемия COVID-19: если раньше потребитель предпочитал покупать в онлайне одежду, технику, бытовые предметы, то в период режима самоизоляции, стремясь минимизировать количество контактов с людьми в магазине, он стал покупать онлайн и продукты питания.

— По данным Nielsen, в апреле 2020 года доля онлайн-продаж составила 5% от всего FMCG в натуральном выражении, а среднегодовое значение удвоилось с 1,8% до 4%. Эта привычка останется с нами надолго особенно в условиях стремительного развития возможностей доставки и бесконтактного взаимодействия с потребителем. 

Именно поэтому легализация онлайн-продаж алкоголя выглядит вполне закономерным шагом: в период пандемии дистанционную торговлю алкоголем разрешили даже те страны, в которых оборот алкоголя осложнен религиозными или культурными особенностями и где действуют самые строгие ограничения на оборот алкоголя – это ОАЭ и Катар. Это пример беспрецедентных мер, которые направлены только на одно: предотвратить больший ущерб из-за потребления населением суррогатов.

— Пока этот канал остается недоступным для легальных игроков, им активно пользуются недобросовестные производители, увеличивая риск тяжелых отравлений: в интернете можно найти тысячи сайтов, продающих алкоголь, не дожидаясь официального на то разрешения. Легализация онлайн-продаж может стать эффективной мерой борьбы с контрафактной продукцией и является логичным шагом, тем более интерес к данному вопросу проявляют разные игроки, включая крупные компании, специализирующиеся на цифровых технологиях и развитии интернет-отрасли.

— Онлайн-торговля алкоголем — это мировой тренд, который показывает двузначные темпы роста во многих странах Европы. Например, согласно данным компании, в Англии в настоящий момент через канал онлайн-торговли реализуется порядка 5-6% от общего объема проданного пива, в Германии — 2%. Онлайн-продажи алкоголя в Европе активно развиваются и показывают рост порядка 8-20% ежегодно в зависимости от страны.

— Кроме того, в текущих условиях эти вопросы выходят на первый план в экономической повестке страны: сейчас бизнесу необходима любая поддержка, поскольку именно от предприятий зависит объем налоговых отчислений в бюджеты регионов, а также уровень безработицы.

Помимо МВД, против торговли алкоголем через интернет выступают Минздрав и Роспотребнадзор: там тоже считают, что легализация алкоголя в онлайне приведёт к повышению его доступности. Минфин и Минпромторг выступают за поэтапное снятие запрета, поддерживает разрешение продажи вина и Минсельхоз.

Profibeer