Крупнейшие пивоваренные компании в России — AB InBev Efes, «Балтика» и Heineken — выступили против введения маркировки пива, о котором заявил глава Минпромторга Денис Мантуров.
Производители пива считают, что проблемы контрафакта и фальсификата, на решение которой нацелена маркировка, на пивном рынке практически не существует. Маркировка ударит по добросовестным производителям и приведёт к существенному росту их затрат, замедлит скорость производственных линий и фактически станет «вторым акцизом», что приведёт к повышению цен на пиво.
— Инициативу, предложенную министерством, мы считаем излишней в силу того, что в пивоваренной отрасли не наблюдается существенных проблем с контрафактом и фальсификатом. Это актуально скорее для крепкого алкоголя. Для пивоваренного рынка характерна проблема ухода от акцизов, и маркировка её не решит. Как и все инициативы подобного характера, она драматически отразится на законопослушных производителях, которые вынуждены будут реализовать дорогостоящий проект, снизив свою конкурентоспособность. Поэтому мы выступаем против введения маркировки, считаем эту инициативу избыточной и дублирующей существующую уже сегодня ЕГАИС, — заявила старший директор по работе с органами государственной власти региона Восточная Европа пивоваренной компании «Балтика» Ирина Федорова.
Директор по корпоративным отношениям Heineken Russia Кирилл Болматов подчеркнул, что пивоваренная отрасль — самая дисциплинированная и законопослушная как минимум среди алкогольных отраслей. Контрафактного и фальсифицированного пива на рынке нет. Есть случаи уклонения от уплаты налогов, но только в сегменте разливного пива, которого маркировка как раз не коснётся, считает он. Пивная отрасль находится под контролем ЕГАИС, а маркировка будет дублировать эту систему и станет бременем для производителей, а следовательно, и для потребителей, поскольку цены на пиво повысятся. Для производителей введение маркировки грозит огромными затратами, снижением объёмов производства и прибыли, подчёркивает Болматов.
— На наш взгляд, инициатива по введению маркировки для пива и пивных напитков специальными или акцизными марками является экономически необоснованной и избыточной, — согласен директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes Ораз Дурдыев.
По его словам, как правило, этот инструмент применяется для борьбы с контрафактом, при этом на рынке крепкого алкоголя акцизные марки широко используются, но доля контрафакта по-прежнему крайне высока, поэтому говорить об эффективности этой меры преждевременно. В пивоваренной отрасли проблемы контрафакта практически не существует, а цели количественного учёта достигаются при помощи ЕГАИС и счётчиков, отмечает Ораз Дурдыев.
Установка оборудования для нанесения маркировки для одной производственной линии, по предварительным подсчётам, обойдётся в 1 млн долларов, а таких линий на крупном заводе минимум десять. Более того, оборудования для маркировки на скорости линий розлива пивоваров просто не существует, и это приведёт к потере производительности и негативно повлияет на производственные и финансовые показатели отрасли, говорит представитель AB InBev Efes.
— Введение маркировки неизбежно приведёт к росту цен на полке и для индустрии станет вторым акцизом, — резюмирует Дурдыев.
Сейчас в продовольственном сегменте проводятся эксперименты по маркировке молочных продуктов и упакованной питьевой воды цифровыми кодами Data Matrix. Ранее в этом году Минпромторг разработал проект постановления, который предусматривает проведение пилотного проекта по маркировке алкогольной продукции федеральными специальными и акцизными марками с использованием RFID-меток. Предполагаемый срок эксперимента — с 1 января по 1 июля 2021 года.
Оператором российской системы маркировки в России является ЦРПТ. Это совместный проект USM Алишера Усманова («ЮэСэМ Технологии», 50%), ГК «Ростех» (концерн «Автоматика», 25%) и «Элвис-Плюс групп» Александра Галицкого (25%).
В прошлом году Минпромторг заключил с ЦРПТ соглашение о ГЧП в маркировке, которое предусматривает, что инвестиции оператора в создание системы за 15 лет составят 220 млрд рублей. Доходная часть финансовой модели ГЧП формируется за счет взимания платы за формирование кода маркировки и услугу прослеживания — 50 копеек за код (без учета НДС).
В Татарстане проходит эксперимент по маркировке пива в кегах, который республиканская Госалкогольинспекция проводит совместно с РАР. Марки печатают на «Гознаке». По итогам эксперимента планируется внести предложение о распространении маркировки пива на территории всей страны.