Как в Чувашии возрождают хмелеводство и что этому мешает

Время прочтения 11 мин

В Чувашии намерены создать российский Октоберфест с местным колоритом.

Выдавая стране более 90% всего выращенного в России хмеля, небольшая Чувашия закрепила за собой неофициальное звание «хмельной столицы» страны. Однако при этой, казалось бы, оптимистичной цифре республика обеспечивает наших пивоваров сырьем лишь на 3%. Остальное - импорт… Почему? За ответами на возникающие в связи с этим вопросы спецкор «КП» отправился в Чувашию.


САМЫЙ ЧИСТЫЙ В МИРЕ!

…Вместе с энтузиастами-хмелеводами, супругами Анатолием и Зоей Коротковыми, мы ходим промеж гигантских шестиметровых хмельников, тянущихся по шпалерам в небо. Стройные ряды уходят в горизонт, а на плантациях лиан покачиваются шишечки хмеля, накрывая округу характерным запахом.

- Это то, ради чего хмель и выращивается, - лупулин. - Анатолий Васильевич раскрывает несколько цветков, показывая желтоватый налет на чешуйках. - Ароматические масла и альфа-кислоты в нем и дают аромат, необходимый для пива.

Я с интересом слушаю его и попутно пытаюсь наглядно зафиксировать строчку из известной песни - ну, там, где «мохнатый шмель на душистый хмель». Но вопреки красивой рифме жужжащих насекомых нигде не видно.

- Потому что шмель не является опылителем хмеля, - проводят ликбез супруги. - Пыльца бывает только у мужских растений, мы их в трех километрах отсюда содержим. Здесь же - только женские, которые по технологии не должны опыляться.

Зоя Поликарповна тем временем осматривает золотистые бомбочки, болтающиеся на лианах, и удовлетворенно кивает: после последней обработки вредителей и болезней не обнаружено.

- Это еще и самый чистый в смысле экологичности хмель в мире! - улыбаются Коротковы. - На Западе его обрабатывают химией до 14 раз за сезон, мы только два раза: Чувашия самый северный регион, где возделывается хмель, поэтому и вредителей у нас меньше. Обрабатываем только биологическими средствами.

Хмелю и его выращиванию Анатолий Коротков посвятил большую часть своей жизни. До поры трудился в НИПТИХ - уникальном научно-исследовательском институте хмелеводства, расположенном в соседнем Цивильске, который под предлогом «оптимизации и реформ» закрыли в 2010 году. Какое-то время преподавал, а когда речь зашла о возрождении отрасли, его пригласили возглавить «Центр компетенций «Чувашия - центр производства хмеля». Сюда же вскоре перешла и Зоя Поликарповна, она также много лет отдала селекционной работе, а уже на новом месте вывела два новых сорта хмеля, которые сейчас проходят апробацию: «Ароматный» и «Сувар».

- Я уже на пенсии была, но муж просил помочь, с молодежью в науке - проблема, этот интерес только предстоит восстанавливать, - говорит она.

- Да, восстанавливать придется много, - соглашается Анатолий Васильевич. - В цифрах вроде одинаково - что в советские годы, что сейчас, Чувашия дает стране более 90% выращенного в России хмеля. Но есть нюанс…

Впрочем, обо всем по порядку.


ВСЕСОЮЗНАЯ «ХМЕЛЬНИЦА»

Сейчас уже никто и не вспомнит, почему именно небольшая Чувашия в советские годы стала флагманом хмелеводства. Скорее всего, дело в обычаях: выращивать хмель и варить пиво - давняя традиция чувашского народа. В старину этим занимались практически в каждом дворе, варили его по особым, праздничным, случаям - рождение ребенка, свадьба, Пасха, окончание уборочных работ. В каждой семье существовали свои рецепты, которые передавали следующим поколениям, и с какого-то момента пиво стало национальным напитком чувашей.

Возможно, полагаясь именно на это традиционное занятие местных крестьян, Народный комиссариат земледелия Чувашской АССР в 1926 году постановил заложить первые хмельники и создать хмелеводческие артели, а в 1930-м началась его закупка государством. Хмелеводство в регионе усиленно развивалось, к 1985 году под эту культуру было отведено почти 3 тысячи гектаров, только ей занимались 27 специализированных хозяйств, а также колхозы, которые, помимо основной деятельности по производству зерна-мяса-молока, также были не прочь подзаработать на этом.

А еще были личные хозяйства граждан, которые несли выращенные шишки на специально созданные для этого хмелеприемные пункты. Старожилы вспоминают бесконечные навесы в чувашских деревнях, под которыми сушился хмель. Дело это было выгодным: за тонну сухого продукта давали до 13 тысяч советских рублей. Доходность занятия подтверждают и цифры статистики: под хмель в Чувашской АССР было занято всего 0,4% пашни, в то время как выручка от него составляла 35% от всей продукции АПК региона - не зря его еще в те годы прозвали «зеленым золотом», а хмельные шишки попали на герб республики.

Как результат: в пик развития этой отрасли Чувашия выдавала «на-гора» до 4 тысяч тонн высушенного хмеля, закрывая до 80 - 90% потребности страны - настоящая всесоюзная «хмельница»!

Но наступали другие времена…


«РЕФОРМЫ» ОБОРВАЛИ ЦЕПОЧКУ

1985 год старожилы-хмелеводы вспоминают с содроганием: в очередной раз собрав и высушив тонны шишек, крестьяне и совхозы, как всегда, собирались выгодно сдать его, уже подсчитывая, на что потратят выручку...

- Очень много хмеля должны были увезти в Москву. Но тут как обухом по голове - он оказался не нужен, - рассказывает вице-премьер правительства, министр сельского хозяйства Чувашии Сергей Артамонов. - Всему виной - антиалкогольная кампания, которую затеял генсек Горбачев. Это был первый мощный удар по отрасли...

Пивзаводы снижали объемы выработки, в деревнях закрывались хмелепункты, а селяне отказывались от традиционного промысла - зачем с ним возиться, если некуда продать? Однако второй удар был еще мощнее.

«Святые 90-е» с провозглашением «рыночных отношений» поначалу дали надежду: рынок все порешает - чем качественнее будет хмель, тем дороже его можно будет продать, купцы в очередь выстроятся, - наслушавшись елейных речей «реформаторов», наивно размышляли люди. Но действительность оказалась совсем другой...

Пивзаводы массово приватизировались, а к новым хозяевам устремились иноземные эмиссары с заманчивыми предложениями поставить современное оборудование и наладить весь технологический процесс: «Хотите у себя производить настоящее пиво, не хуже, чем в Чехии и Баварии? Поможем!» Все это - с огромными скидками. И контрактом: много лет обязуетесь покупать хмель у таких-то зарубежных компаний.


СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАСТЕНИЕ

Площади под хмель в Чувашии стремительно сокращались.

- Мы сами буквально за пять лет уничтожили хмелеводство, ущерб, конечно, колоссальный, - констатирует итоги «реформ» того времени Артамонов и озвучивает цифры «нюанса», о котором говорят хмелеводы: - К 2015 году из 2923 гектаров, некогда занятых под хмель, оставалось всего 99, сейчас довели до 138 га... Комбайнов было 167, сохранилось всего 6. Когда-то собирали до 4000 тонн, в прошлом году собрали 189 тонн - это снова 90% от всего выращенного в России хмеля, поскольку отрасль тогда рухнула по всей стране. И на сегодня Россия обеспечивает себя хмелем всего на… 4% из необходимых потребностей в 8000 тонн в год. Остальное - импорт.

Однако с годами все больше приходило понимание, что хмель на фоне пугающей цифры в 96% импорта - стратегический продукт. И четыре года назад власти Чувашии заявили об амбициозном плане по возрождению хмелеводства, запустив масштабные программы поддержки. Причем сразу по всем направлениям, включая машиностроение, без которого хмелеводство не восстановишь.


«АВАН» - ЗНАЧИТ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ

Так повелось, что со времен СССР в Чувашии использовали хмелеуборочные комбайны дружественной на тот момент Чехословакии - их машины и сейчас считаются одними из лучших в мире. Но в свете последних международных событий чехи наотрез отказались продавать эту технику в Россию. Ушлые немцы как бы не против поставить свои машины через третьи страны, но тогда их комбайн в паре с сушилкой обойдется миллионов в 150…

- И как быть? Чем импортозамещать технику? - спрашиваю.

Хмелеводы сразу отвечать на вопрос не торопятся, рассказывая о первой попытке создать отечественный аналог комбайна. Та трагическим образом совпала со «святыми 90-ми», когда сельское хозяйство вдруг оказалось даже не на обочине - в кювете «рыночных реформ» со всеми вытекающими последствиями.

- Тогда и существующие-то машины из-за уничтожения хмельников оказались не нужны, - говорит декан инженерного факультета Чувашского государственного аграрного университета (ГАУ) Николай Пушкаренко. - Их разобрали и сдали на металлолом, где уж тут было новые создавать…

Но идея создания собственной машины никуда не делась. И когда республика приняла план возрождения хмелеводства, спецы с местного завод «Техмашхолдинг» отряхнули пыль со старого проекта, доработали и...

- …Вот он - первый отечественный хмелеуборочный комбайн! - открывает двери ангара на окраине учебного хозяйства Чувашского ГАУ Николай Пушкаренко. - Ничем не хуже импортных машин, до 1000 лоз в час может перерабатывать!

Новый, полностью импортозамещенный комбайн жители Чувашии путем голосования назвали «Аван», что в переводе на русский - пригодный, замечательный. В прошлом году он успешно прошел испытания и, судя по откликам хмелеводов, название свое полностью оправдал. Да и стоит в разы дешевле «иностранцев». Представители завода-изготовителя заканчивают его сборку, и уже скоро по этим лентам на сушку (тоже отечественную, подмосковного производства) золотисто-зеленой рекой потекут хмельные шишки.

Но это всего лишь часть амбициозной программы, в которой Чувашия намеревается стать центром компетенций, разрабатывая всю технологическую цепочку, от науки и саженцев до обучения новых хмелеводов и переработки. Многое - с нуля.


«ТАКОЙ ПОДДЕРЖКИ У ВИНОГРАДАРЕЙ НЕТ»

Хмелеводство - дело затратное. Только на то, чтобы оснастить шпалерами «клетку» (так хмелеводы называют хмельник, традиционно закладываемый на площади 2 га), необходимо около 5 млн рублей - не каждый потянет. И потом - отбить вложенное быстро не удастся: более-менее приемлемые шишки пойдут на четвертый год.

- Поэтому мы возмещаем до 80% затрат на закладку хмельника, - министр Артамонов радостно перечисляет меры поддержки, которые приняты в регионе. - Таких программ нет даже в модном виноградарстве. До половины затрат возмещаются на закупку техники, мелиорацию и прочее, и прочее. Было сложно сначала в Москве все это пробить - какое еще хмелеводство? И какое-то время региону пришлось заниматься этим самостоятельно. Но вскоре нас услышали и в столице, федеральные механизмы также заработали и сильно помогли. Хмелеводы могут теперь еще и на долгосрочные льготные кредиты рассчитывать, а отрасль - на особом контроле у министра сельского хозяйства России. В «Школе фермера» только у нас введена новая специальность «хмелеводство», где мы обучаем всех, кто хочет этим заниматься. Преимущество, конечно, за теми, кто займется этим на чувашской земле… Мы впервые разработали и апробировали отечественную систему подтверждения сортовой принадлежности хмеля, открыв уникальную лабораторию. Мы многое сделали, чтобы этот бизнес окупался не как раньше - до 15 лет, - а за 6 - 7 лет, это реально. Как реально и то, что мы доведем число хмелешпалер, как запланировали, до 2 тысяч га к 2030 году, а к 2033 году выйдем на то же количество плодоносящих гектаров - именно столько нужно стране ароматного хмеля. Традиционные горькие сорта у нас не вызревают в силу климата, но будем выводить и их.


ВОПРОС - РЕБРОМ

Получится ли в России свой Октоберфест*?

Все указывает на то, что хмелеводство переживает ренессанс - за год сбор этого сырья вырос на треть, хмель же снова по-настоящему становится одним из главных символов Чувашии. И речь не только про сельское хозяйство и пенный напиток - вокруг него уже сейчас происходит масса интересных событий, которые подтягивают и развивают, например, внутренний и событийный туризм. Не так давно в Чебоксарах прошел уже третий пивной фестиваль «Зеленое золото России», который посетили более 50 тысяч человек (в 2022-м - 18 тысяч, в 2023-м - 45 тысяч). Многие специально приезжали на него из других регионов, чтобы повеселиться, выпить 35 тысяч литров пива и съесть при этом 8 тонн шашлыков и 550 кило креветок и прочих закусок. В Чувашии уверены: это только начало - и всерьез поговаривают о раскрутке данного фестиваля до русского Октоберфеста с чувашским колоритом.

К этому уже присматривается бизнес в виде отельеров, перевозчиков и экскурсионных бюро, которые и на завораживающую уборку хмеля с национальными обрядами свозят, и потрясающими чувашскими яствами из натуральных продуктов накормят, и в настоящей деревенской баньке с хмельными купелями попарят. И, конечно же, угостят пивом из хмеля, выращенного на своих плантациях, - многие местные фермеры начали озадачиваться закладкой хмельников и строительством мини-пивоварен. И не только местные. На деловой программе фестиваля были замечены и предприниматели из других регионов, которые вовсю интересовались закупкой саженцев и технологиями возделывания этой культуры у себя дома.

- Тема с хмельниками становится очень перспективной в смысле бизнеса, - дегустируя местное пиво, говорит Алексей из Подмосковья. Он уже успел отучиться хмелеводству в местной «Школе фермера» и только что договорился о покупке черенков хмеля, которые он посадит на 4 гектарах в родном Можайском районе. - Уже очень многие над этим направлением задумались, поэтому здесь важно стать первым, нужно успеть заскочить в этот вагон.

*Октоберфест - народный фестиваль пива в Мюнхене, который проходит ежегодно и привлекает миллионы туристов со всего света.

Алексей Овчинников
«Комсомольская правда»