Челябинские пивовары выступили против обязательной маркировки продукции

Время прочтения 2 мин

Малые производители пивоваренной продукции указывают на дороговизну оборудования для маркировки. Свои опасения относительно предстоящего введения маркировки слабоалкогольной продукции представители мини-пивоварен высказали в ходе встречи с уполномоченным по защите прав предпринимателей Челябинской области Александром Гончаровым.

Напомним, с 1 апреля в России начнется эксперимент по маркировке пива, напитков, изготовленных на основе пива, и отдельных видов слабоалкогольных напитков средствами идентификации. В частности, кроме пива в перечень включены сидр, медовуха, пуаре, слабоалкогольные напитки брожения. Эксперимент продлится до 31 августа 2022 года (до тех пор участие в нем добровольное), после этого маркировка станет обязательной. Новые правила вводятся с целью организации жесткого контроля движения каждой единицы товара от производителя до потребителя, пресечения продаж контрафакта, налаживания учета на всех этапах производственного и логистического циклов.

Эта реформа означает дополнительные траты для бизнеса, особенно малого. По подсчетам экспертов, только на оборудование одной линии нужно потратить около $300 тысяч, отмечают в аппарате бизнес-омбудсмена. По мнению Александра Гончарова, это внушительная сумма по нынешним временам. При этом непонятно, зачем нужна маркировка пивоварням, которые выпускают небольшие объемы пенного напитка.

«Зачем нужен такой тотальный контроль, если нелегального производства пива практически нет? А контрафакт, примерно 1,5 % от всего произведенного пива, поступает на рынок не от мелких пивоварен, а от довольно крупных предприятий», — отметил он.

В России, по оценкам экспертов рынка, работает 1,4 тыс. небольших пивоварен, которые выпускают 225 млн декалитров (дал) пивоваренной продукции в год. Между тем крупные предприятия производят 2 млрд дал, а транснациональные компании — 5, 5 млрд дал. При этом в отрасли уже действует многоступенчатая система контроля: ЕГАИС, «Меркурий», онлайн-кассы. Также на законодательном уровне рассматривается возможность создания реестра производителей пивоваренной продукции, включение в который сродни лицензированию.

Как утверждает председатель Союза пивоваров Южного Урала Илья Ройтенберг, фальсифицировать пиво экономически невыгодно: идут большие затраты воды, электроэнергии, необходимо закупить дорогостоящее оборудование. Контрафакт, по его словам, выпускают не мини-пивоварни, а более крупные игроки.

«По закупкам солода и других ингредиентов пивоваров отследить и проконтролировать не составляет сложности, — отмечает он. — Зачем вводить еще и маркировку для небольших пивоварен?»

Пивовар из Верхнеуральского района Андрей Вертняков также озвучил несколько вопросов по техническим возможностям маркировки. По его словам, до сих пор нет разъяснений относительно маркировки пивных кег (мини-пивоварни практически не занимаются розливом в бутылки). Кроме того, существующее оборудование для маркировки работает медленнее, чем скорость линии розлива, что грозит увеличением брака.

Участники рынка предлагают создать более четкую градацию пивоваров исходя из объемов производства для определения необходимости оборудования производств приборами учета. Кроме того, внесено предложение предусмотреть возможность небольшим пивоваренным компаниям использовать патентную систему налогообложения.

По данным Росалкогольрегулирования, в 2020 году на Южном Урале зафиксировано 42 пивоварни (в 2019-м — 38), в Свердловской области — 68.

Напомним, ранее челябинские пивовары уже высказывались относительно идеи маркировки, сравнивая ее с требованиями по установке «абсолютно ненужных» счетчиков.

«Южноуральская панорама Онлайн»