Carlsberg group вышел на рынок крафтового пива в России, развивая франчайзинговую сеть «Танк и Хоппер». В этом году в планах компании увеличить количество магазинов разливного пива в целом по стране в 4 раза, в Петербурге – в 3 раза.
Сейчас, по данным Игоря Майоркина, генерального директора компании «Хоппи Юнион», которая в Carlsberg Group владеет франшизой, в России 28 магазинов работают под брендом «Танк и Хоппер». Через месяц таких точек будет 37, говорит он. По планам Carlsberg Group сеть должна была вырасти до 50 магазинов уже в прошлом году, но из-за пандемии поведение инвесторов стало осторожным, объясняет Майоркин: «Многие наши партнеры связаны с HoReCa. Этот сегмент пострадал очень сильно. Теперь наша задача –довести количество магазинов в сети до 100 штук в этом году».
Первый магазин «Танк и Хоппер» открылся в 2019 г. в Петербурге. Минимальные вложения оцениваются держателем франшизы в 1,5 млн руб. Первый взнос составляет 150 000 руб. Размер роялти установлен в диапазоне от 0,5 до 4% от выручки. По словам Майоркина, сейчас все точки выходят на безубыточность за три месяца с начала работы. Изначально предполагалось, что таких показателей магазин будет достигать за полгода. Окупиться вложения в магазин должны в срок от 18 до 21 месяца, уточняет менеджер проекта Александр Ремпель.
В Петербурге работают шесть точек под этим брендом. В июне их будет восемь, затем планируем открывать не менее одной точки в месяц, говорит Ремпель. По его словам, задача максимум – не менее 20 магазинов в городе к концу года. Основным франчайзи в городе выступает компания «Скар».
По мнению директора Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз, выход Carlsberg Group на рынок крафта был предсказуем. Пивные гиганты на Западе также в свое время теснили малых пивоваров на Западе, где со временем их экспансию пришлось ограничивать законодательно, говорит Дробиз.
Рынок крафта в развитых странах составляет около 10% от общего оборота пива и пивных напитков, говорит Дробиз. В России этот показатель едва превышает 1,5%, но учитывая, что 1% для России – это 70 млн л пива, это не так уж и мало, поясняет он. По прогнозам Дробиза, максимальный предел развития крафтового сегмента в России – 4–5% от общего оборота пива.
Самое больше представительство франшиза «Танк и Хоппер» имеет в Хабаровском крае – 15 точек, и должны открыться еще шесть. В Москве пивных магазинов под этим брендом нет. Практика показывает, что не во всех городах можно увеличивать количество точек, объясняет Майоркин. Магазин в Чите открывался как точка районной доступности, но стал притягивать клиентов со всего города, говорит он. В городах, где нет проблем с пробками, спрос могут покрыть несколько больших магазинов.
«Мы фокусируемся на продаже пива среднего и верхнего ценового сегмента. Средний чек составляет 410 руб., это выше на 20%, чем в среднем в пивных бутиках по регионам. Они торгуют в основном «дисконтом», в лучшем случае – средним крафтом», – говорит Майоркин.
«Основными потребителями крафта являются представители среднего класса, доля которого в России невысока. Рост этого рынка зависит от макроэкономических показателей и благосостояния населения», – полагает Дробиз.
Тактика франшизы Carlsberg Group основана на завоевании массового потребителя, это «крафт для нищебродов», говорит основатель первой в стране контактной пивоварни Mager Brewery Сергей Григорьев. Это поведение естественно для гигантов, которые стремятся на рынок околокрафтового пива. «В их ассортименте нет никакой экстремальщины, все сглажено, заточено под стандартный вкус. Если это будет IPA, то он не будет агрессивно горьким. Если это имперский стаут, то он не будет густым, как нефть. Нишу true craft они никогда не отнимут, но могут повернуть народ в эту сторону, я это приветствую», – говорит Григорьев.