«АЗС — это новый магазин у дома»

Время прочтения 3 мин

Возвращение пива на АЗС позволит пивоваренной отрасли увеличить количество торговых точек для реализации продукции примерно на 10 тысяч. Как отметил Павел Баженов, президент «Независимого топливного союза», именно такое количество заправочных станций смогут предложить своим клиентам слабоалкогольную продукцию. По его словам, до того, как пиво было исключено из ассортимента АЗС, доля пива в общем обороте станций занимала 3%, что значительно, если учесть, что основной оборот заправок — топливо.

На экспертной сессии Ассоциации производителей пива на «Неделе Российского Ритейла» Ирина Федорова, старший директор по работе с органами государственной власти пивоваренной компании «Балтика», отметила, что сдерживающим фактором в вопросе возвращения пива на АЗС является миф о том, что продажа приводит к росту случаев вождения в нетрезвом виде.

«Это распространенный миф, который не имеет ничего общего с действительностью. Мировая практика демонстрирует, что снятие подобных ограничений не приводит к росту чрезмерного потребления алкоголя и аварийности на дорогах. Кроме того, нужно понимать, что в России магазины при АЗС зачастую являются единственными цивилизованными торговыми точками, где население может приобрести качественную легальную продукцию. Отсутствие такой возможности в том числе может вынуждать потребителя переключаться на суррогатный и крепкий алкоголь. В текущих условиях снятие ограничений на продажу пива на АЗС может стать существенным механизмом поддержки отрасли и смежных индустрий, а также способствовать обелению рынка», — отметил Ораз Дурдыев, и.о. президента компании AB InBev Efes.

Владислав Скребцов, исполнительный директор Союза «Гильдия пивоваров» (Республика Беларусь), рассказал, что на территории Беларусь АЗС — это полноценные магазины у дома, в которых можно приобрести продукты питания, а также алкогольную продукцию без ограничений. По его словам такие ограничения являются избыточными, а развитие сервисной инфраструктуры должно развиваться «в связке» с дорожной инфраструктурой.

 Павел Баженов уточняет, что если власти все-таки поддержат возвращение пива на АЗС, это коснется около 10 тыс. станций. «Именно такое количество заправок обладает необходимой для реализации слабоалкогольной продукции инфраструктурой — торговыми площадями. Возвращение пива в ассортимент АЗС позволит сохранить рабочие места в условиях кризиса, поддержать сразу несколько отраслей экономики и обеспечить дополнительный доход для субъектов РФ», — добавил он.

 Андрей Терешок, заместитель председателя Комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности, обращает внимание, что возврат алкогольной продукции на АЗС не повлияет негативно на аварийность или потребление алкоголя. Он добавляет, что между употреблением алкоголя и возможностью его приобретения на АЗС нет причинно-следственной связи. Это подтверждает исследование Аналитического центра при Правительстве РФ, которое было проведено по поручению Минфина России. Оно подтвердило необоснованность и неэффективность введенного ограничения, в том числе с учетом зарубежного опыта.

 Ведение дискуссии о новых легальных каналах продаж должно быть комплексным, и еще одним драйвером в данном случае может стать малоформатная торговля, уверен Владлен Максимов, президент Ассоциации малоформатной торговли.

 По словам Наталии Скорюковой, Директора Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя, легализацию продажи алкоголя в нестационарных точках в регионе поддерживают производители продуктов питания. А при грамотном регулировании нестационарная торговля может стать дополнительным источником пополнения региональных бюджетов.

 Спикерами прошедшей дискуссии выступили Никита Кузнецов, Директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга России; Ораз Дурдыев, И.О. Президента АО «АБ ИнБев Эфес»; Петр Шелищ, Председатель Общероссийской общественной организации «Союз потребителей Российской Федерации»; Владислав Скребцов, Исполнительный директор Союза «Гильдия пивоваров» (Беларусь); Павел Баженов, Президент Союза «Независимый топливный союз»; Елена Чо, Руководитель проектов центра развития потребительского рынка экономического факультета МГУ; Анна Дупан, Директор факультета права Института проблем правового регулирования НИУ ВШЭ; Наталия Скорюкова, Директор Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя; Максим Останин, Заместитель министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области; Андрей Терешок, Заместитель Председателя Комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности.

 Справка: Ассоциация производителей пива (АПП) – некоммерческая организация, объединяющая крупнейших производителей пивоваренной продукции и представляющая интересы пивоваренной отрасли Российской Федерации. Участниками Ассоциации производится и продается на российском рынке около 70% всей пивоваренной продукции. Члены Ассоциации располагают 26 пивоваренными заводами и 7 солодовенными комплексами в 23 субъектах РФ, и являются крупнейшими налогоплательщиками и системообразующими предприятиями в своих домашних регионах.

Пресс-служба АПП