Аналитики: мировой алкогольный рынок в 2020 году показал себя лучше ожидаемого

Время прочтения 3 мин

По данным нового отчёта IWSR, состояние рынка алкогольных напитков в этом году лучше, чем ожидалось, но восстановление будет долгим.

В середине года IWSR оценила состояние алкогольного рынка в 19 странах, в совокупности составляющих более 75% мирового рынка (среди них США, Британия, Канада, Франция, Германия, Россия, Китай), а также в канале тревел-ретейла.

— С учётом сохранения невероятно строгих мер, введённых из-за пандемии, нас радует то, что сокращение алкогольного рынка в 19 странах составит в 2020 году лишь 8%, а не будет двухзначным, как мы ранее ожидали. За исключением национальных крепких напитков, таких как байцзю и соджу, в целом потребление алкоголя на 19 ключевых рынках восстановится до уровня 2019 года к 2024-му, — говорит исполнительный директор IWSR Марк Мик.

Наименьшее сокращение показали рынки России, Австралии, Японии и Германии — менее 5%. Но только в США и в Канаде аналитики прогнозируют в этом году рост (в обоих странах — более 2%). В США рост потребления будет аналогичным показателю 2019 года — это означает, что пандемия не повлияла на потребительский спрос в целом.

Китай также показал лучшие, чем ожидалось, результаты: китайские потребители вернулись почти ко всем повседневным активностям. В частности, аналитики ожидают полного восстановления китайского рынка международных брендов крепкого алкоголя к 2021 году. США и Китай — основные драйверы роста мирового алкогольного рынка: в совокупности на них приходится треть в объёмном выражении и более 40% в стоимостном.

На удивление хорошо себя показали Бразилия и Япония, где восстановление до допандемийного объёма потребления ожидается в 2021 году. Хотя в 2020 году спад в Бразилии показала чрезвычайно важная категория пива, а также кашаса, ожидается, что обе они быстро восстановятся.

Сокращение объёма рынка тревел-ретейла в 2020 году может составить 68%.

Единственная категория напитков, которая в 2020 году покажет рост (на целых 43%) — это готовые к потреблению напитки. В основном это связано с их хорошими показателями на рынке США. Ожидается, что в периоде 2019-2024 годов рынок готовых алкогольных напитков будет расти в среднем на 21,8% ежегодно, в основном отнимая долю рынка у пива. В США к концу этого года доля готовых напитков будет больше, чем у крепкого алкоголя.

В целом аналитики ожидают, что по итогам 2020 года объём пивного рынка в мире сократится на 9%. Но слабо- и безалкогольное пиво падение не затронет: до 2024 года этот сегмент продолжит расти в среднем на 5,9% в год по объёму. Сокращение винного рынка составит также около 9%. И пивной, и винный рынки, по мнению аналитиков, восстановятся только через несколько лет.

Сегмент крепких напитков в 2020 году потеряет 7,2%, но может полностью восстановиться в 2022 году.

Аналитики отмечают, что потребление алкоголя в заведениях общепита на некоторых рынках понесло долгосрочный урон, который может оказаться необратимым. Только на четырёх из ключевых рынков аналитики ожидают увидеть рост доли рынка общепита к 2024 году — в России, Польше, Австралии и Колумбии. Во многих странах коронавирус только усилил существовавший до пандемии тренд на сокращение традиционного потребления в заведениях.

Однозначно выиграла от локдауна онлайн-торговля, объём которой увеличился на всех ключевых рынках. Ожидается, что прирост в ключевых 10 странах по итогам 2020 года составит более 40%.

При этом привычки потребителей в большинстве стран остались стабильными. Увеличение потребления связывают в основном с молодыми обеспеченными горожанами, которые чувствуют себя сравнительно комфортно в новой реальности. Опрошенные аналитиками потребители не изменили предпочтений по категориям алкогольных напитков, но начали тратить больше на крафтовое пиво, шампанское, вино, коньяк, текилу и джин.

— Covid-19 по-разному повлиял на разные рынки. Крупные рынки, типа США и Китая, лучше всего перенесли пандемию, а менее развитые, такие как Африка, Мексика и Аргентина, к сожалению, пострадали больше, — говорит Мик. — Премиальные крепкие напитки держатся хорошо, а недорогие напитки увеличили продажи на проблемных рынках. Напитки средней ценовой категории, такие как купажированный скотч, сократили объём.

Profibeer