Банка уже обогнала бутылку, большая тройка поддерживает маркировку кегов и другие итоги конференции «Ассоциации производителей пива»

Время прочтения 3 мин

18 ноября «Ассоциация производителей пива» (в нее входят три крупнейших игрока — «Балтика», AB InBev Efes, Heineken) и исследовательская компания Nielsen провели совместную пресс-конференцию «Основные тренды рынка пива в высоком сезоне 2020 года».

Производство пива в 2020 году вырастет, но незначительно

Мероприятие начал председатель совета Ассоциации производителей пива Андрей Губка. Он подвел итоги работы отрасли в 2019 году и дал прогнозы на основе динамики первых девяти месяцев 2020 года.

В 2019 году российские пивоварни сварили 770,7 млн дал пива (для сравнения, в 2018 — 777 млн дал, в 2017 — 756 млн дал). В 2019 году пивоваренные предприятия заплатили государству 152,8 млрд рублей только акцизных сборов. В целом, в структуре акцизных поступлений по видам алкогольной продукции доля нашей отрасли составляет 41%, больше только у крепкого алкоголя — 53,7%; на вино приходится 4,3% сборов.

Как отметил Андрей Губка, в первые девять месяцев 2020 года производство пива в России был чуть выше, чем в аналогичном периоде 2019 года, однако октябрь, наоборот, получился менее удачным, чем в 2019. В целом, ожидается, что отрасль по итогам года вырастет, но незначительно.

Розница «подхватила» упавшие продажи HoReCa

Client group leader компании Nielsen Павел Фунтиков подвел итоги «высокого сезона». Конечно же, нельзя было обойти вниманием фактор коронавируса. Его влияние почувствовали 78% российских потребителей. Продажи алкоголя в рознице по сравнению с 2019 годом выросли за счет миграции потребителей из ресторанов, кафе и баров: на 6,5% в денежном выражении и на 7,4% в штуках. Динамика продаж пива в литрах составила 6,1%. Лидеры по росту джин, шампанское, ром и виски: 32,7%, 30,6%, 17,9% и 16,9% соответственно. В безалкогольных напитках интересен рост энергетиков, газировки и кваса: 26,8%, 6,2% и 4,4% соответственно.

Заметим от себя: нельзя сказать, что розница полноценно заменила пивоварам канал HoReCa. Во-первых, розница менее прибыльный канал, чем общепит, во-вторых, далеко не все пивовары широко представлены в сетях и магазинах у дома. Также отрасль не смогла воспользоваться трендом на рост онлайн-торговли: продавать алкогольные напитки в интернете в России все еще запрещено.

Количество розничных торговых точек в России продолжает уменьшаться. В 2020 году к 2019 сильнее всего сократилось количество открытых рынков (– 12%), гипермаркетов (– 6%) и продуктовых магазинов (– 4%), а вот количество супермаркетов выросло на 4%.

В 2020 году средняя цена пива не изменилась

Особый интерес представляют расчеты Nielsen по категории пиво.

По мнению исследовательской компании, на фоне падения покупательской способности населения производителям удалось удержать цены на уровне прошлого года (95 рублей за литр в августе 2018 года, 98 рублей за литр в августе 2019 и августе 2020). При этом доля промо снизилась: 51% в августе 2018, 52% в августе 2019 и 49% в августе 2020 года. Наиболее высокая доля промо остается в баночном пиве — 60% в июне-августе 2020 года в натуральном выражении.

Что касается структуры рынка, три крупнейших производителя в 2020 году смогли немного увеличить долю на рынке после снижения.

Доля топ-3 игроков на рынке в литрах:

  • Август 2018 — 69,7%;
  • Август 2019 — 67,7%;
  • Август 2020 — 68%.

Ключевые сегменты пива сохраняют позицию, но нишевые сегменты ускоряют рост.

Сегмент

Август 2019, доля

Август 2020, доля

Рост %

Упаковка

Разливное

12,5%

8,2%

– 30,1%

Бутылка

26,1%

25,4%

3,3%

Банка

26,8%

29,2%

15,5%

ПЭТ

34,7%

37,2%

13,9%

Цвет

Полутемное

0,7%

1,2%

73,7%

Темное

3,8%

3,4%

– 6,1%

Светлое

95,5%

95,5%

6,1%

Тип

Фильтрованное

8,2%

9%

16,8%

Нефильтрованное

91,8%

91%

5,1%

Против маркировки в целом, за маркировку кегов

Во второй части конференции директор по корпоративным отношениям «Объединенные Пивоварни Хейнекен» Кирилл Болматов, старший директор по работе с органами государственной власти региона Восточная Европа пивоваренной компании «Балтика» Ирина Федорова и директор по правовым и корпоративным вопросам «АБ ИнБев Эфес» Ораз Дурдыев рассказали о законодательных рисках и GR-задачах, стоящих перед «Ассоциацией производителей пива».

Крупнейшие компании будут выступать против маркировки пива в том виде, в котором ее задумал реализовать Минпромторг. По оценке ассоциации она вызовет удорожание продукции на 5-10%, снижение эффективности производства на 10-30%, снижение объемов рынка и налоговых поступлений на 18 млрд рублей. Оборудование для доработки одной линии обойдется пивоварням в сумму от 300 000 до 1 000 000 евро.

При этом ассоциация называет драйвером нелегального рынка магазины разливного пива и поддерживает пилот по маркировке кегов в Татарстане. В случае успеха этого проекта, компании большой тройки предлагают распространить опыт на другие регионы. Также спикеры конференции подчеркнули, что будут выступать против минимальной розничной цены на пиво.

Profibeer